В: Что самое важное необходимо знать фотолюбителю? О: Вот только основные моменты:
Держать фотокамеру наготове. Лучшие кадры могли бы получиться, если бы с собой был фотоаппарат. Компактные камеры всегда легче захватить с собой. Такой фотоаппарат не оттянет карман, или может примоститься на поясе в чехле.
Располагаться как можно ближе к объекту съемки, выделять важное В этом случае все лишнее останется за кадром. Здесь же может помочь и телеобъектив.
Снимать людей в действии Фото типа "Мой друг в позе статуи на фоне чего-то" может порадовать только Вас и друга, и то на первых порах. Абсолютная статичность, напряженность и скучность таких снимков скоро надоест любому.
Выбирать простой фон Этот совет дополнительно привлечет к объекту съемки, сделав снимок более выразительным.
Можно также посоветовать сделать фон нерезким, размытым. Воспользуйтесь режимом "портрет" на Вашей камере, или откройте посильнее диафрагму.
Располагать объект съемки примерно на треть смещенным от края кадра Расположив объект строго в центре, Вы лишаете снимок динамичности и выразительности.
Это правило еще называют правилом "Золотого сечения".
При съемке пейзажа добавить передний план. Объекты, находящиеся рядом с камерой при съемке пейзажа, могут подчеркнуть пространственность и глубину кадра.
Выбирать наиболее выгодные условия освещения Съемки в сумерках зачастую слабое место цифровых фотоаппаратов.
Съемки при ярком солнечном свете имеют очень большой диапазон яркости. Цифровой фотоаппарат просто не в силах его передать. Дождитесь, пока солнце закроется легким облачком. Лучше всего снимки получатся утром, или вечером, в тени.
Крепко держать камеру двумя руками, плавно нажимать спусковую кнопку Это одно из условий для получения четких снимков. Иногда, в условиях недостаточной освещенности, фотокамера сама сигнализирует, что съемка с рук невозможна - смазанного изображения не избежать. Здесь может помочь штатив, ну или какая-нибудь другая неподвижная опора.
Пользоваться встроенной вспышкой. В сумерках, в темном помещении вспышка подсветит объект и позволит снимать с рук, без штатива.
Только не забывайте, что обычно встроенные вспышки не очень мощные - добивают метра на три-четыре.
Также вспышка незаменима при съемке на ярком солнце, или против солнца. Она поможет смягчить тени.
Если есть возможность, правильно выставить чувствительность матрицы. При съемке на улице днем обычно вполне достаточно чувствительности 50 ISO.
Съемка динамичных сюжетов, например спорт, может потребовать коротких выдержек. Здесь и днем может потребоваться выставить 200-400 ISO.
Не забывайте, что высокая чувствительность ведет к дополнительным шумам на снимке.
Правильно наводить на резкость при помощи автофокуса Автоматическая наводка на резкость обычно производится нажатием наполовину кнопки спуска затвора.
Объект, на который следует навестись, расположите в центре кадра, иначе автофокус может и не сработать. Когда камера просигнализирует об удачной наводке, перекомпонуйте кадр по правилу "Золотого сечения".
Выставлять баланс белого Автоматический баланс белого в простых цифровых камерах зачастую ошибается. Например в сумерках, при искусственном освещении.
Помогите камере, установите в спорных ситуациях баланс белого сами. Только не забудьте, при смене условий освещения, выставить баланс снова.
Пользоваться при необходимости экспокоррекцией Съемка светлых объектов на темном фоне, например белая статуя на фоне темных деревьев, зачастую требует коррекции экспозиции в -(минус)
Съемка темных объектов на светлом фоне, например темная фигура человека на фоне снега, зачастую требует коррекции экспозиции в +(плюс).
Не злоупотребляйте сильной коррекцией, цифровая камера очень чутко на это реагирует. Вряд ли бывает оправдана коррекция больше, чем на одну ступень. Попробуйте 0.3, 0.7 ступени.
В: Что такое правило "Золотого сечения"? О: Золотое сечение отрезка - разбиение его на два отрезка таким образом, что соотношение получившейся меньшей части к большей, равно соотношению большей части ко всему отрезку.
На плоскости снимка "Золотое сечение" можно представить в виде двух вертикальных и двух горизонтальных линий следующим образом:
Расположите горизонт вдоль одной из горизонтальных линий, вертикальные линии могут служить ориентиром для вертикальных предметов - стен, оград и пр...
Пересечение линий дает точки для расположения сюжетно важных частей снимка.
Однако, "Золотое сечение" не панацея и не самоцель. Думайте, анализируйте кадр. Иногда объект в центре кадра выглядит более выигрышно, например при съемках архитектуры.
В: Как на плоском снимке передать объемность реального мира? О: Прием передачи объема на плоскости называется перспективой.
Существует несколько несложных приемов для передачи перспективы:
Линейная перспектива
Предметы уменьшаются в размерах по мере удаления от камеры.
Параллельные линии постепенно сходятся в удалении.
Форма одного и того же объекта изменяется, в зависимости от положения камеры. Горизонтальные линии снимаемого объекта становятся наклонными, если не совпадают с уровнем, на котором расположен объектив камеры.
Воздушная перспектива Предметы при отдалении от камеры становятся светлее. Вспомните дымку при съемке на утренней зорьке у озера.
Свет и тень Падающий свет создает на объекте переходы светлых тонов в более темные. Старайтесь передать это на снимке.
Фронтальное освещение - свет позади фотографа. Снимаемый объект кажется плоским. Однако наиболее насыщенные цвета, общий приподнятый настрой.
Боковое освещение хорошо выявляет структуру и детали снимаемого объекта. Лучше снимать утром или вечером, тогда тени лучше передадут объем. Создает несколько напряженный настрой.
Заднее (контровое) освещение - свет позади объекта. Подчеркивает силуэт объекта, эффектно для съемок воды. Спокойный настрой. Не направляйте объектив на солнце, возможно повреждение камеры
В: Как цвет влияет на общий настрой снимка? О: Вот характеристики некоторых цветов:
Синий цвет - холодный. Грустный настрой.
Красный цвет - теплый. Зажигает чувства, горячий.
Желтый цвет - светлый. Радостное, приподнятое настроение. Веселье.
Зеленый цвет - спокойный. Умиротворенность, природа, лес.
В: Как удачно скомпоновать кадр? О: Вот основные моменты:
Задумать тему сюжета Интересный сюжет - основа композиции, особенно при съемке динамичных объектов, людей.
Выбрать самый важный объект для съемки. Фотография может рассказать только одну историю, это не кино. Выделите основной объект крупным планом, разместив его по правилу "Золотого сечения".
Добиться простоты композиции, ничего лишнего Совершенство кадра не в том, что к нему нечего добавить, а в том, что из него нечего убрать.
Подойти поближе к объекту съемки. Тем самым, автоматически за границами кадра останется все ненужное, выделится объект съемки.
Выбрать точку съемки. Обычная точка съемки, на уровне глаз, наиболее естественна. Так мы обычно смотрим на мир.
Низкая точка съемки, ниже уровня глаз, может подчеркнуть глубину пространства, масштабность картины, подчеркнуть динамичность сюжета.
Высокая точка съемки, выше уровня глаз, дает общий обзор, показывает простор.
Использовать геометрические линии. Ограда, река, дорога... Все это поможет связать композицию в единое целое, наладить связь между главным объектом съемки и вспомогательными, уравновешивающими элементами.
Обеспечить уравновешенность композиции Добиться уравновешенности можно правильно разместив объекты, выбрав фон, цвет, свет и тень. Чтобы все эти элементы дополняли друг друга, чтобы фотография выглядела уравновешенной и законченной.
Выбрать фон Выберите фон, как гармонирующий по цвету с основным объектом, так и не отвлекающий от объекта.
Попробуйте режим "портрет", откройте диафрагму, если это возможно. Фон станет нерезким, переставая отвлекать от объекта съемки.
Добавить элементы переднего плана Для пейзажей - это растительность вблизи, силуэты людей... Тем самым выгодно выделится глубина.
Портреты хорошо снимать с естественной рамкой - цветы, окно...
Снимать объект в действии Движение можно отлично передать, если объект перемещается из верхнего правого угла в нижний левый.
Снимайте портреты непринужденно, лучше всего, если портретируемый Вас не замечает.
Телеобъектив идеален для того, чтобы не отвлекать объект съемки.
Выбрать момент для съемки Не успел нажать на кнопку - и момент упущен. Лицо снимаемого потеряло выразительность, поезд ушел, пароход уплыл...
И наоборот - поспешил, схватил не тот момент, не там, не так...
Важно отметить, что различные модели фотокамер имеют различное время реакции после нажатия на кнопку спуска. Обычно камера фокусируется, делает другие настройки. Пауза до срабатывания затвора может составлять секунду и более.
Поэтому, если принципиально снимать динамичные сюжеты, то разумно поискать фотокамеру с минимальным запаздыванием (lag time).
Дополнительным фактором является время подготовки к следующему кадру. В это время камера обрабатывает снимок, записывает его на карту памяти, заряжает вспышку. Запись на карты памяти с большим объемом, как правило, требует дополнительных затрат времени.
И напоследок - будьте проще, не воспринимайте предыдущие пункты, как догму, творите!
В: Зачем выставлять баланс белого? О: Цвета меняются в зависимости от освещения. На закате солнце светит багрянцем, все приобретает красный оттенок. В сумерках полно синих цветов. Лампы накаливания дают оранжевый оттенок...
Белый цвет перестает быть белым, если автомат баланса настроится на другие, отличные от текущих условия съемки.
Так, если снимаем в свете ламп накаливания, а автомат настроился на дневной свет, то получится оранжевый оттенок снимка. Съемки днем на улице с автоматом, настроенным на лампы накаливания, даст синий налет на снимке.
Автомат у достаточно простых камер не идеален. Выставляйте значение баланса белого вручную в спорных ситуациях, попробуйте сделать несколько снимков с разным балансом. Некоторые камеры позволяют также выставлять баланс по белому листу бумаги.
В: Какие основные технические ошибки могут испортить кадр? О: Основные это:
Нерезкость снимка Причинами являются:
Неправильная наводка на резкость. Попробуйте также блокировку автофокуса - режим "пейзаж".
Слишком длинная выдержка, камера дрогнула в момент нажатия спусковой кнопки. Для оценки, выдержка с рук должна быть короче 1/F, где F - фокусное расстояние объектива в пересчете на 35мм камеру.
Слишком длинная выдержка для съемки быстро движущегося объекта. Используйте режим "спорт", или приоритет выдержки.
Загрязнение объектива
Снимок чересчур темный, или светлый Причинами являются:
В режиме "Автомат" при сложных условиях съемки (сумерки, смешанное освещение) не установлен баланс белого
Баланс белого был установлен ранее, снимок сделан при других условиях. Баланс не был выставлен вновь, или не переключен на автомат.
Вспышка испортила снимок Варианты:
Темный снимок. Объект слишком далеко от камеры, слабая вспышка.
Светлый снимок. Камера не корректно выставила диафрагму или дала слишком сильный световой импульс. Если это возможно, уменьшите значение диафрагмы. В положении объектива "теле" как правило диафрагма меньше.
Красные зрачки. Встроенная вспышка находится слишком близко к объективу. Попробуйте отразить ее световой пучок в потолок кусочком фольги. Дополнительно можно при этом использовать сервовспышку.
Светлые блики. Свет вспышки отразился от зеркальной поверхности. Смените фон, направление камеры по отношению к отражающей поверхности.
В: Как использовать различные режимы работы камеры для достижения художественного замысла? О: В зависимости от модели фотоаппарата, могут быть доступны различные дополнительные режимы, отличные от автомата. Вот некоторые соображения:
Автоматический режим Хорош для фото "навскидку", когда необходимо быстро скомпоновать кадр.
Сюжетные программы Обычно выставляются достаточно оперативно, что может помочь, например, при съемке быстро движущихся объектов. Также позволяет новичкам избежать грубых просчетов и сосредоточиться на компоновке кадра.
Приоритет выдержки Уже более творческий режим. Съемки спорта, машин, динамичный репортаж требуют коротких выдержек. Съемки салюта, текущей воды, ночные огни требуют более длинных выдержек.
Приоритет диафрагмы Ручное выставление диафрагмы регулирует глубину резкости и экспозицию. Большие значения диафрагмы хороши для съемки портретов, выделения объекта на фоне. Малые значения могут потребоваться при макросъемке, пейзажной съемке.
Также этот режим может быть незаменим при съемке с сервовспышкой.
Ручной режим установки экспозиции Дает полный контроль над съемкой. Требуется в сложных ситуациях, когда автоматика может подвести.
Блокировка автофокуса Может потребоваться при съемке пейзажей, съемках в зоопарке через клетку, в музеях.
Вспышка Включить вспышку может быть необходимым и на ярком солнце для снижения контраста, и при съемке макро, поскольку глубина резкости требует малых диафрагм. При съемке макро естественного света может не хватать.